Перейти к содержанию

Драко: "Не золотой город"


Рекомендуемые сообщения

Крылатым – восходящих потоков и попутных ветров, остальным – просто удачного дня. По одночисленной просьбе трудящегося Драко: отзыв на "Не золотой город"

=== Краткий отзыв [спойлеров нет] ===

Неплохая повесть в духе отцов-основателей научной фантастики. Сама по себе очень недурна, но для помещения в цикл отчаянно просит доработки напильником. Далеко не идеальна, ибо пестрит прорехами в логике повествования, но читается легко, приятно, буквально на одном дыхании. Мир и характеры героев прописаны не совсем чётко, но своеобразная атмосфера присутствует. Непростой захватывающий сюжет приятно разбавляется динамичностью происходящего; описаловки и рефлексии не слишком много, что, с одной стороны, благо для «кипучести» сюжета, с другой стороны, вред для его глубины. Как всегда, не без заигрываний с научными коллизиями.

Итог: 69/100

«Мягкая НФ» (да, я вижу, что в описании указано «твёрдая»; на деле она не твёрже кальцита), 1 а.л., не рекомендуется для употребления дотошным читателям, не рекомендуется читать краткую аннотацию к повести на «Дракии» (ту, что повыше ссылок для скачивания).

=== Критика [спойлеры] ===

Начну, пожалуй, не с самой повести (коротковата, кстати, для повести), а с её краткого описания. Заходим на Дракию в раздел «цикл Кайнозой» и что видим?

Динамичный, полный действия НФ-триллер про "корабль поколений", сюжет сложен и имеет несколько "вложенных" уровней, каждый из которых меняет все восприятие событий и у героев, и у читателя. Ни в коем случае не заглядывайте в конец...

НФ-триллер про "корабль поколений"

Замечательно! Просто чудесно! Это же надо с таким цинизмом убить половину интриги в собственном творении! В результате не особо хорошо воспринимается первый «вложенный уровень» под названием «полудикий кенг ищет артефакт древних» (реакции «Рубка? Какая рубка?» при упоминании оной нет, и не намечается). И когда Крамер пытается обвести сумчатых вокруг пальца, тоже понятно, что он врёт. Уже само упоминание «вложенных уровней» вредно, потому что… Уффф… Потому что внезапность должна быть внезапной!

С самого начала чтения повести я ощутил очень знакомый привкус, но долго не мог понять какой именно. Только после беглого анализа до меня дошло, насколько стилистика «Не золотого города» напоминает стилистику отцов-основателей научной фантастики! Азимов, Хайнлайн, Кларк… Яснее всего, почему-то, у меня в памяти возникает «Трансплутон» Джона Кэмпбелла. Характерные герои, похожие переходы между слоями сюжета, невероятные фантдопущения… Мило.

Сюжет. Тут следует отштамповать фразу, которую можно вставлять в рецензии по каждому произведению Драко: «Немножко безумно, не всегда легко разобраться, что к чему, но сюжет невероятно захватывает и не отпускает до самого конца; не возникает ни усталости, ни мысли, что можно оторваться от чтения. Пять баллов».

Достоинств много. Фирменная интрига, сюжет действительно многоплановый, «луковичный». Не менее фирменное счастливое разрешение межрасового конфликта, как на личном, так и на общественном уровне. Мозаика из научных хитросплетений и интересных идей складывается в причудливый орнамент, подогревая развитие сюжета и интерес читателя. В общем, пища для технической части ума есть. Разговоры героев выглядят весьма натурально, если не считать вариацию на тему «враги сожгли родную хату» в начале. Если в «Долине» и «В мире животных» персонажи предпочитали спорить, приводя доводы и контрдоводы, то в «Не золотом городе» они всё больше ловят друг друга на лжи, что тоже смотрится живо. Очень малое содержание «воды»… Нестандартно и элегантно, как и у упомянутых выше писателей. Впрочем, Драко, наверняка, знает о достоинствах и так. Поговорим о недостатках.

Недостаток первый: высокий «порог вхождения» в мир повести. Герои, как внешне, так и внутренне прописаны не слишком хорошо. Например, что мы знаем о внешности Крига, Йона, Утны, Крамера? Первые трое – безликие фурри; даже то, что один вида кенгуру, а остальные – динго сказано далеко не сразу (к тому же, это слегка неочевидно, например, я думаю, что не менее трети читателей при первой встрече Крига с Утной, поначалу решат, что та - самая обычная собака динго). Задача придумать им внешность переложена на воображение читателя. Нет, с одной стороны, это хорошо: воображение активно пытается достроить мир, что играет на увлекательность. А с другой стороны, как бы вы отнеслись, если бы в компьютеной игре на первых порах вместо персонажа отображался знак вопроса? Пусть даже и с возможностью со временем «нарастить» модель самому. Ну ладно, персонажи хотя бы не противоречивы, как в «Золотой рыбке»…

Про племена кенгов и динго тоже сказано не очень много. Чем они занимаются, кроме того как набегают друг на друга? Какая у них культура, раз им есть куда «деградировать»? Как вообще выглядит мир Геномида №4? В начале повести он набрасывается парой широких мазков кистью, а потом про него благополучно забывают. Переходы из мира в мир, сопутствующие переходам с уровня на уровень сюжета, смотрелись бы эффектнее, если бы миры были лучше прописаны.

Недостаток второй: оборотная сторона фантдопущений – возникает частокол вопросов к логике сюжет. Заряжай… Пли!

Как работает эвокамера? Ну ладно, сжатие пространства и времени можно списать на «сильное научное колдунство». Но для эволюции без «катализатора» потребовалось бы намного больше времени, чем описано в дневнике. Используется какое-то… «развивающее» поле?

Откуда у жителей Геномиды столько книг по космологии и знаний о «вечных» предметах? Капитан, чтобы не было скучно, взял с собой домашнюю библиотеку и пару ящиков предметов обихода?

Почему у сумчатых тот же язык и та же письменность, что на корабле? Кормчий обучил? Сами научились по книгам? Вряд ли. А если и так, то почему она ничуть не изменилась за несколько десятков (?) поколений?

Оставим за скобками вопросы о том, как сумел сформироваться «исследовательский» характер Крига и Йона (действие эвокамеры?). Но и тот и другой, как минимум, не профаны в механике и релятивистской физике. Как они смогли разобраться в научной тарабарщине книг, пользуясь жалкими огрызками знаний? Для этого требуется долгое изучение теории, а после – долгие практические изыскания, чему не способствует жизнь «в чистом поле». У кенга, кстати, проблемы с математикой, что можно видеть из:

- Разница не так велика. Один ваш сезон - это примерно десятая часть наших суток. Субъективная продолжительность дня и у нас, и у вас одна и та же.

- Я о другом, - хвост Крига подрагивал от затаенного возбуждения. - Почему, пока мы беседуем, из Геномиды не появились новые гости? Ведь там должно было пройти уже полсезона, не меньше.

Опять-таки, спишем причину процессов, проходящих в портале, на фантдопущение. Но тогда не совсем верно описано происходящее. Криг во время прыжка должен был не только замедляться относительно внешнего наблюдателя, но и увеличиваться в размерах. Учитывая пропорциональность сжатия, даже если бы он махнул перед собой рукой, она бы двигалась намного медленнее и сильно «разбухла».

Главное. Зачем Крамеру понадобилось изолировать Геномиды? Нелогично: конечно, печально, что все остальные погибли, но уж можно было хотя бы закончить миссию по колонизации. Встретить делегации из эвокамер по-нормальному, объяснить, что к чему… Ну, допустим, он жуткий расист и ксенофоб (непонятно тогда, что он вообще делал в отделе выращивания колонизаторов) и пил бы кровь драконьих младенцев на завтрак, если бы не отсутствие оных на корабле. Допустим, что он не смог самостоятельно стерилизовать эвокамеры или отключить их от источника питания. Допустим, что не смог придумать ничего лучше, чем просто взорвать портал (не очень успешно). Но зачем тогда ломать комедию перед сумчатыми, раз он их так ненавидит? Зачем рассказывает им всё что только рассказать? Дали бы ему волю, он бы и про то, что пил чай с сушками за пять минут до появления экспедиции, рассказал. Пристрелил бы и дело с концом.

Временные аномалии простираются за пределами эвокамер? Пользуясь простейшей арифметикой, несложно вычислить, что для сбора отряда спасения понадобилось бы не менее 36 минут внешнего времени. Крамер распинался от силы минуты три. Ага, ага, смотреть «Кодекс злого властелина» п.216.

И это только те вопросы, что сами просят быть высказанными. Если придираться, то их будет больше на порядок.

Недостаток третий: слишком резкие переходы между пластами сюжета. Отчасти сглаживается недостатком «номер ноль» - спойлерной аннотацией. Герои знают намного больше читателя, что в совокупности со слабой прорисовкой мира заставляют последнего либо отчаянно строить гипотезы (вообще-то, не так уж плохо, но…), либо путаться в событиях (неприятно), либо принимать всё как есть, не пытаясь вникнуть в происходящее (половина удовольствия от прочтения исчезает, не попрощавшись).

PS При создании темы глючит предварительный просмотр (выбрасывает в подфорум, вместо демонстрации сообщения). Если что, у меня FireFox 3.6.15

Изменено пользователем Siarshai
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...